Для просмотра фотографий, размещённых на странице в увеличенном размере, необходимо навести курсор и щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях. Для возвращения просмотренных фотографий в исходный уменьшенный размер щёлкните кнопкой мышки, выведя курсор на поле вне фотографии или на поле любой другой фотографии, к-ю выбрали для просмотра в увеличенном виде.
Память разве выбросишь? Она всё равно в тебе сидит, хоть выбрасывай фотографии, хоть храни.
Александра Маринина, писательница, автор детективов
Что мне нравится в фотографии, так это то, что в ней пойман момент, который ушёл навсегда, который невозможно воспроизвести.
Карл Лагерфельд, немецкий фотограф, модельер, издатель
Мотоманевренная группа «Кайсар»
в авторских фотографиях участников боевых действий
Я, как автор и редактор почти всех статей на ресурсе "Боевой путь ММГ «Кайсар» 47 Керкинского, 68 Тахта-Базарского
ПОГО КСАПО КГБ СССР", начал заниматься фотографией в далёком 1971 г. и продолжаю фотографировать всё интересное и необычное по сей день. Фактически ни одна вылазка на природу, а тем паче путешествия не обходятся без фотоаппарата. Фотографий за этот срок накопилось великое множество. А вместе с ними и некоторые наблюдения. Две цитаты - эпиграфы можно дополнить и объединить одним интересным наблюдением, которое связано с особенностью восприятия действительности и работой нашей памяти.
Так вот, память памятью, а любая фотография даже та, к-я сделана вами в далёком детстве, позволяет каждому из нас помнить о событии, к-е запечатлено на фотоснимке в мельчайших подробностях. Для этого нужно всего ничего, быть тем самым фотографом, к-й сделал снимок, или быть участником, если хотите, то бишь героем того события. Память в этих случаях работает безотказно спустя многие годы. И вы помните об этом событии всегда.
Туркменистан. 2020-е годы. Ничего не изменилось.
Для самых последних "афганцев" их Афганистан закончился в 1989 году. Но память продолжает хранить его в нашем сознании так, как будто это было вчера. Надеюсь на то, что фотографии, к-е опубликованы на соответствующих страницах с распределением по годам служебно-боевой деятельности нашей мотоманевренной группы "Кайсар", помогут многим из вас вспомнить те далёкие афганские события. А тот, кто там не был, сможет увидеть эти события глазами непосредственных участников боевых действий и примерить на себе суровые будни одного из подразделений пограничных войск СССР на той стороне.
Что ещё надо бы добавить? Пожалуй, вот это: порядок просмотра фотографий с инструкцией находится вверху страницы. Он одинаков и действует для всех страниц.
Может возникнуть вопрос. А как добавить свои фотографии, к-е есть в вашем альбоме, но их нет на сайте? Очень просто. Связываетесь с администратором сайта, то бишь со мной, через страницу "Контакты". Письмо 100% попадёт ко мне на электронную почту. Я вам отвечу. На связи 24/7, исключая те дни, когда я задействован в тех самых вылазках на природу или в путешествиях. Далее высылаете свои фотографии на ставший вам известным мой адрес электронной почты. Требования простые: фотографии должны быть по возможности чёткими, снабжены пояснениями с именами участников, привязаны к месту события (снимка), а также снабжены точной или хотя бы примерной датой съёмки. Да, не забывайте назвать себя. После обработки ваши фотографии будут вставлены на страницу, соответствующую году снимка вместе со всеми вашими пояснениями. По желанию перед галереей ваших фотографий появится ваше имя, как автора или как владельца оригинальных снимков.
Далее, я, как администратор сайта, оставляю за собой право редактирования снимков в целях улучшения изображения, а также "перевода" ваших пояснений на более удобный, понятный всем пользователям ресурса язык, т.к. пограничные войска не одно и то же, что советская армия. Это не Министерство обороны. А специфика и термины, применявшиеся в Афганистане пограничниками, не всем современным людям понятны и не совпадают с аналогичными, применявшимися 40-й армией МО СССР.
В. Лебедев - администратор сайта, май 2024 г.
О фотографии в пограничных войсках СССР
Фотография и фотографирование в пограничных войсках - это отдельная тема для исследования и понимания того, как это всё было. Мы не станем сейчас вспоминать историю войск с момента их образования 28 мая 1918 года. Пусть этим занимаются историки и писатели. Затронем лишь небольшой период с 1979 по 1992 годы. То есть тот период, когда была образована мотоманевренная группа, когда она действовала в составе пограничных войск, и до момента её расформирования.
Несколько слов необходимо сказать об отношении политотделов и командования к фотографиям и дембельским альбомам. Было время, когда это запрещалось, изымалось и уничтожалось. Потом пришли другие времена и другое отношение, которое объяснялись очень просто. Если было невозможно победить полуподпольное самиздатовское движение солдат, старшин и сержантов срочной службы фотографировать и в своё свободное время, а его было катастрофически мало, рисовать, клеить фотографии, делать красочное оформление солдатского альбома, то тогда нужно это народное движение возглавить. После появились не писанные устные приказы политотделов в пограничных отрядах. Начальники застав и других подразделений войск начали двигать и развивать в нужном направлении самобытное пограничное творчество. Но не всё шло так, как хотелось бы. Внедрить сверху правила издания дембельских альбомов не получалось. Почему? Фотолаборатория в каждом пограничном отряде была. Одна на весь отряд. Она, как можно догадаться, работала не для оформления альбомов пограничников срочной службы, а для нужд политотдела и командования, для поддержания высокого морального уровня и воспитания личного состава в духе... Ну вы поняли в каком духе! Обеспечить всех военнослужащих срочной службы хорошими фотографиями одна лаборатория не могла. Да и задачи такой никто не ставил. На то были свои объективные и, прежде всего, технические причины. Пару слов о субъективных причинах. Фотографировать в Советском Союзе умели все. А вот работать с фотографией от начала до конца хотя бы на уровне ремесленника, о профессионалах не говорим, таких было мало.
А технические причины, вернёмся к ним, существовали. В те времена, вплоть до появления цифровой фотографии, фактически невозможно было обеспечить всех желающих срочников качественными фотографиями со стороны пограничного отряда. Трудности заложены в технических деталях и процессе получения фотографии, как конечного результата. Это довольно сложный, затратный процесс по времени и по деньгам. При этом деньги не главное. Главное время и материалы: фотоплёнка, фотобумага, растворы (продавались в порошках) для проявления, закрепления плёнки и фотобумаги. Где их брали? Особых проблем с покупкой всех составляющих для желающих заниматься фотографией в СССР никогда не было. Были проблемы только с цветной фотографией. Материалы для цветной печати были дефицитными. Нельзя сказать, что их трудно было достать. Их просто нужно было поймать в специализированном магазине. Они туда выбрасывались, но не залёживались. Стоимость цветных материалом не зашкаливала, но была на порядок выше. И сам процесс цветно фотопечати был очень сложным. Требовал специального оборудования, цветных фильтров и много, очень много времени. Опыт не исключение. Поэтому для солдатских альбомов в основном использовались черно-белые фотографии.
Теперь о самом процессе. Для начала нужно купить фотоаппарат. Наиболее распространённой и недорогой была фотокамера "Смена-8М". 15 рублей, если не изменяет память. Далее необходимо купить фотоплёнку. Зарядить её в фотоаппарат, а до того запихнуть её в темноте на ощупь в специальную кассету. После этой операции уже можно фотографировать. Чтобы получить хорошие снимки необходимо правильно и максимально точно выбрать выдержку и диафрагму или, другими словами, установить скорость срабатывания затвора фотоаппарата и размер диафрагмы (отверстия) в объективе. Угадали - снимок получится хорошим. Не угадали - не получится.
На следующем этапе необходимо иметь условия для проявления плёнки. А это, как минимум, должна быть проточная пресная вода, тёмное помещение, где можно зарядить плёнку в фотобачок. После всех манипуляций с растворами проявителя, закрепителя (фиксажа) - залили, вылили, промыли, залили, вылили, промыли, последняя операция - вывешивание плёнки на просушку, как бельё. Не везде имелась хорошая проточная вода из крана. Особенно это касалось комендатур и пограничных застав КСАПО. Вода доставлялась в подразделения часто привозная и ... солоноватая. Иногда это влияло на процесс проявления фотоплёнки. Особенно чувствительные цветные фотоплёнки давали в итоге от плохой воды цветную вуаль на изображениях или пятна от взвесей глины или солей. Поэтому работу с цветными фотоплёнками часто откладывали на потом, когда позволят условия. Т.е., это происходило на территории Союза.
На этих двух этапах не было сложностей с рабочим местом. Тёмное помещение всегда можно было найти ночью или под одеялом, фотоаппарат не требовал при фотографировании никаких особых условий, как их не требуют современные цифровые фотокамеры.
После сушки плёнки следовал самый сложный и длительный этап работы: печатание фотографий. Условия требовались особые: тёмное помещение, наличие фотоувеличителя, фотобумага, специальное устройство (фоторамка) для подкладывания фотобумаги для последующей засветки фотоувеличителем с заряженной плёнкой, три ванночки для фотографий, фотофонарь с красным цветом, пинцет, фотоглянцеватель, резак для готовых фотографий. И главное - много времени. Одна фотография, по завершению всего волшебства получалась в течение 3 - 5 минут. Это без глянцевания (сушки) и конечной резки. Чтобы процесс фотопечати ускорить требовалось 2 человека. Один занимался засветкой фотобумаги (выбирал выдержку, размер изображения, наводил резкость, вставлял в рамку фотобумагу). Второй человек проявлял фотографию, промывал её, затем закреплял изображение в растворе фиксажа (как минимум 10 - 15 минут для каждого снимка). Накопившиеся фотографии в ванночке с раствором фиксажа выбрасывались в ванную, таз или другую ёмкость с проточной водой или большим количеством воды для конечного промывания и последующего развешивания для сушки, глянцевания и резки. Если промывка была некачественной, то со временем фотография покрывалась жёлто-коричневыми пятнами. От них уже не избавиться. Поможет только оцифровка и работа с программой "Photoshop". И то не всегда. В некоторых тяжёлых случаях не помогает ничего.
Теперь, когда понятен процесс попадания фотографии в дембельский альбом, раскроем детали того, как пограничники решали технические вопросы, в том числе, на той стороне в Афганистане на примере 3 пограничной заставы ММГ "Кайсар". Замечу следующее: так или иначе фотографирование, печать фотографий, оформление дембельских альбомов у военнослужащих срочной службы в местах постоянной дислокаций наших подразделений в Афганистане были похожи друг на друга, отличаясь лишь в деталях подхода и организации тех или иных технических операций всего процесса.
Итак, на 3 ПОГЗ ММГ "Кайсар" имелся фотоаппарат "Вилия-авто" (был такой в СССР с возможностью автоматического замера и выставления экспозиции, т.е. он сам выбирал оптимальные настройки для съёмки). Камера принадлежала мне, замполиту заставы, и бывала с мной на всех выходах из мангруппы на время проведения различных боевых операций в зоне ответственности мангруппы. Конечно, фотосъёмка велась и в самом лагере. Фотографировалось всё, что так или иначе было связано со службой в Афганистане. По возможности выбирались не постановочные кадры, хотя без них дело не могло обойтись. Первые, в своей основе, составляют историю мангруппы, её служебно-боевую деятельность в месте постоянной дислокации и во время проведения операций. Там невозможно было делать постановочные кадры и дубли. Важно было успеть выхватить камеру и успеть нажать на кнопку спуска затвора, чтобы зафиксировать то, что заслуживало попасть на фотоплёнку, а позже войти в историю.
В лагере плёнка проявлялась, я сам печатал фотографии. Количество сделанных отпечатков соответствовало количеству лиц, попавших в кадр. Соответственно, участники фотосессий получали для памятных альбомов в обязательном порядке свои фотографии. Если потом кто-то хотел для себя такие же фотографии, то плёнка отдавалась специалистам, коих на заставе было много. А они уже печатали столько фотографий, сколько им требовалось, чтобы удовлетворить свои аппетиты. От такого активного использования плёнка в конечном итоге приходила в негодность. Об этом свидетельствуют многочисленные царапины и иные изъяны, к-е часто встречаются на афганских фотографиях. Безусловно, сегодня можно привести любую, почти любую, фотографию в божеский вид с помощью программы "Photoshop". Но, есть трудность, к-я непреодолима. Человек, к-й хочет использовать данную программу, должен её знать до мельчайших подробностей. А умная книжка, к-я учит пользоваться "Фотошопом" имеет толщину 4 см без обложек. Не каждый захочет и сможет освоить такой объём знаний для работы над несколькими десятками фотографий. Проще использовать простые "проги", к-е имеют сходные возможности для правки, не требующие обучения и специальных знаний. Но, результат, конечно, будет не очень. Поэтому что имеем, то и получаем в итоге.
Преступление и наказание нелегального фоторепортёра!
Фотоаппараты в мангруппе были у многих офицеров и прапорщиков. Имелись они у бойцов срочной службы. Иногда легальные, часто нелегальные. Причина в том, что солдаты любили фотографии подобные тем, где запечатлены революционные матросы, обмотанные пулемётными лентами. Часто бойцы изображали из себя боевиков из американских фильмов. А вот у командования такие снимки были не в чести. Поэтому они изымались и уничтожались. Борьба с таким полуподпольным солдатским творчеством была непрерывной и не всегда успешной. Голь на выдумки хитра. Поэтому часть непотребных фотографий всеми правдами и неправдами с помощью многочисленных уловок всё же попадали в дембельские альбомы. Иногда такие снимки делались уже дома после увольнения солдата в запас. Спрятать плёнку было проще, чем отпечатанные фотографии. Хотя, чего там, всё провозилось и пряталось при пересечении границы. Проверяли бойцов на таких "кустарных" (только для своих) КПП те же военнослужащие, к-е были частью личного состава воюющих пограничных отрядов. А потому на некоторые "нарушения", фотографии в том числе, просто закрывали глаза. Однако, пересечение границы было не главным препятствием. Главное случалось во время последнего построения на плацу с вещичками или другом месте в отряде перед отправкой "дембелей" на вокзал. Вот тогда можно было попасть на поголовный шмон. Всех поголовно военнослужащих срочной службы проверяли офицеры штаба или политотдела или те и другие вместе. И здесь уже не угадаешь. Вместе с напутственной речью для всех проверяющий офицер из каждого бойца лепил пана, либо он пропал. В такой ситуации можно было проскочить, а можно и лишиться всех дембельских фотографий. Безусловно, на негодяях, к-е служили срочную службу через пень колоду, всегда отыгрывались. Заслужили. Тут ничего не попишешь. Такова жизнь. Поэтому на 3 заставе я старался наполнить альбомы нормальными фотографиями, к-е бы не вызывали ни у кого вопросов. По моим сведениям у меня это получалось. Вот и хорошо!
Добавлю к сказанному. Офицеры и прапорщики летали через границу на вертолётах часто и, как правило, вообще не подвергались контролю. Тем не менее, учёт пересечений границы вёлся тщательный по каждому человеку, т.к. на той стороне шёл стаж день за три и тройной оклад денежного содержания. Особенно этими частыми поездками пользовались те, у кого семьи были в городах, где дислоцировались пограничные отряды: Тахта-Базар, Керки и даже Термез. Раз в два месяца такие офицеры и прапорщики бывали на выходных в Союзе до двух недель кряду. Иногда больше. Почему?
Ответ кроется в физических условиях места расположения точки "Кайсар". Он, как центр улусвольства (района) Фарьябской провинции Афганистана, располагался на высоте 1300 метров над уровнем моря. Это не так высоко. Однако, летом, когда на участке границы Тахта-Базарского пограничного отряда в 2 часа ночи температура воздуха была ещё выше 30° С, а в 6 часов утра уже выше 30° С, в лагере мангруппы температура не поднималась выше 35° С в самые жаркие дни. Ну и что? А то, что в осенне-зимний период борты (вертолёты) из-за низкой облачности и тумана над Кайсаром часто не летали. Личный состав не видел почты иногда по две - три недели. А летом из-за высокой температуры в отряде борты опять же не летали. Воздух не держал винтокрылые машины. В жаркие дни вертолёты вылетали из пограничного отряда рано утром, чтобы утром и вернуться. Но это всё не мешало пограничному отряду заниматься организацией и проводкой колонн с материально-техническими грузами из Союза до лагеря и обратно. Боевое обеспечение и сопровождение транспорта с грузами осуществляла боевая группа ММГ. Всего-то 60 км от линии границы. Вот с этими колоннами иногда возвращались или, наоборот, выезжали офицеры и прапорщики. А с ними пересекали границу личные вещи. Фотографии не исключение.
Вот в таких сложных условиях делалась история ММГ "Кайсар", к-я отражена в фотографиях. Они в свою очередь распределены по авторству, если это возможно было установить, по годам служебно-боевой деятельности подразделения.
Ещё несколько слов о том, как появилась эта и связанные с ней страницы с фотографиями Афганистана, Кайсара, участников боевых действий с обеих сторон. Поиск формы подачи фотографий занял у меня, как автора сайта, не один год. Найденные формы, скрипты, программки, коды и т.п. ресурсы не устраивали по ряду причин. Одни не подходили, потому что у меня терялся контроль над размещением фотографий в конечной форме или шаблоне. В другом случае, форма была хороша, но её невозможно было переделать под нужды и специфику сайта, например, я вводил год 1985 для папки с соответствующими фотографиями, а эти данные почему-то не сохранялись. В третьем случае фотографии хранились на отдельном сервере вместе с формой подачи, что не позволяло быстро и просто редактировать материал. Кроме того, никто не мог дать гарантию того, что этот сервер и программа будут существовать в будущем. В четвёртом случае формы просто не работали с сайтом и сервером, требовали сложных настроек, в коих ещё нужно разбираться. В пятом ещё что-то было не так, как хотелось бы и т.д. Как всегда, решение найдено случайно. При очередной попытке найти приемлемое решение в строке поиска выскочило то, что меня устроило во всех или почти во всех случаях. Дело оставалось за малым. Вставить код в страницу и начать наполнять содержанием, чем и занимаюсь в настоящее время. Фотографий в моём архиве очень много. Поэтому страницы будут наполняться в течение длительного времени. Не обессудьте, имейте толику терпения. Все соответствующие страницы будут, надеюсь, наполнены оцифрованными фотоснимками и сайт получит своё развитие.
Обратите внимание: страницы с фотографиями работают корректно со всеми известными браузерами. Экзотические браузеры не тестировались. Если что, используйте: Edge, Internet Explorer, Google, Firefox, Яндекс и вы получите удовольствие от просмотра фотоматериалов ресурса ММГ "Кайсар".